Рафик Али-заде: Из мини-футбола в мини-футбол
Официальные партнеры

Рафик Али-заде: Из мини-футбола в мини-футбол

Поделиться:

Один из лучших форвардов в истории футбольного бакинского «Нефтчи» в свое время отметился непревзойденным достижением и в мини-футболе – в возрасте 41 года в 4-х матчах чемпионата СССР забил 8 голов. В этом возрасте Рафик Али-заде сыграл за первый состав сборной СССР. И вся его дальнейшая спортивно-административная карьера неразрывно связана с полюбившимся ему мини-футболом.


- Называю себя «дворянином», поскольку в футболе я выходец со двора, - рассказывает один из первопроходцев мини-футбола в СССР. – Мы в очередной раз играли с ребятами пять на пять, когда к нам во двор неожиданно подъехал старший тренер тогда еще «Нефтяника» Ахмед Алескеров. По окончании «матча» он подозвал меня, сказал: «Завтра наш дубль играет с одесским СКА. Жду тебя на стадионе». У меня после этого разговора даже голова закружилась. Попасть в «Нефтяник», за который выступали такие асы, как Анатолий Банишевский, Эдуард Маркаров, казалось чем-то нереальным. И я просто не поверил своему счастью.

- Но на стадион все же поехали?
- Не только поехал, но во втором тайме меня даже выпустили на замену. Так из дворового мини-футбола я попал в команду высшей лиги большого футбола.

- В те времена ведь в Баку был настоящий футбольный бум?
- Вы даже не представляете, какой! Вот один только пример. Банишевский перед отъездом в составе сборной СССР на чемпионат мира 1966 года в Англию, где она, как известно, стала бронзовым призером, разбил свою машину. По возвращении домой он попросил 3-го секретаря ЦК Компартии Азербайджана, курировавшего «Нефтяник», выделить ему новую «Волгу». И вскоре ее получил, ту, что вначале предназначалась знаменитому академику. Разгневанный академик тогда пришел к 1-му секретарю ЦК Компартии, заявил, на каком основании его «Волгу» отдали какому-то футболисту. На что последовал ответ: «Из Банишевского я могу сделать академика, а из тебя Банишевского нет». Правда, вскоре и академик ездил на собственной «Волге».

- О мини-футболе вам пришлось тогда на много лет забыть?
- Ничуть не бывало. При подготовке к сезону мы в «Нефтчи» не просто играли в мини-футбол, а даже участвовали в турнирах, которые проводились в Баку, проводили их и внутри команды. Ведь азы большого футбола познаются, закладываются в мини-футбольных поединках.

- Видимо, поэтому «Нефтчи» с удовольствием включился в первый чемпионат СССР по мини-футболу?
- Мы тогда, в Кишиневе сыграли ветеранской командой, вовлекли в нее даже самого на тот момент знаменитого азербайджанского футболиста Алекпера Амировича Мамедова. А меня по окончании чемпионата отец российского мини-футбола Семен Николаевич Андреев, возглавлявший не только комитет, но и сборную страны по мини-футболу, вместе с Александром Рымко пригласили сыграть на международном турнире.

Спорт-Экспресс.png

- Известно, что вы тогда организовали сбор команды в Баку, о котором ветераны вспоминают до сих пор.
- Да, там было что вспомнить. Баку город футбольный, игроков «Нефтчи» там знали, любили. И вот сидим мы как-то в ресторане «Интуриста» с Семеном Николаевичем и Александром, обедаем. Подходят знакомые, здороваются, подвигают рядом стоящий столик, садятся, накрывают его, потом еще знакомые, еще… В конце концов наш стол растянулся метров на 50.

В Баку выпускалось очень хорошее шампанское «Жемчужина Азербайджана». И футболисты сборной Олег Солодовник с Костей Еременко купили перед отъездом его целый ящик. Естественно, при посадке в самолет их с этой поклажей задержали. Но когда они сказали: «Мы с Рафиком Гусейновичем», и подозвали меня, тут же пропустили.

- Сыграв за сборную страны, вы так в ней и остались еще надолго…
- Семен Николаевич предложил Сергею Козлову, уже принимавшему активное участие в делах сборной и создававшему «Дину»: «Давай оставим Али-заде, видно, что человек умеет работать с людьми». Так я стал спортивным директором, а потом и вице-президентом «Дины», постоянно сопровождал на турниры и национальную сборную. И «Дина», можно сказать, зарождалась в Баку. Первые контракты с игроками Юрием Маслаковым и Наилем Закеровым были подписаны там.

- Знаю, что за «работу с людьми» вам были благодарны многие футболисты, в частности, Константин Еременко.
- Наверное, потому, что я всегда был на стороне футболистов, ведь сам прошел эту нелегкую жизненную школу. Вот, например, такой эпизод. Ко мне в номер заходит Алексей Спирин: «У нас проблема. Костя поругался с тренером сборной Михаилом Бондаревым. Не знаем, что делать». Происходит это накануне решающего матча с Польшей отборочного турнира к чемпионату мира-2000. А характер у Еременко был, мягко говоря, крутой. Профессионал до мозга костей он, если и уважал чье-то мнение, то только Андреева и мое. Но Семена Николаевича тогда в сборной не было. Звоню Косте: «Зайди». Приходит, говорю ему: «Пойди к Бондареву и извинись. Надо! Матч предстоит решающий». «Нет, - отвечает, - в таком случае я потеряю свое лицо». Объясняю ему: «Тебе сейчас не о лице своем, а о своей заднице надо думать. Если проиграем, все на тебя свалят, от грязи не отмоешься. А выиграем после твоего извинения, - герой, молодец, ради интересов команды наступил себе на горло». Он молча закрыл за собой дверь, пошел к тренеру и извинился. Мы выиграли 2:1. А Костя по окончании матча подошел ко мне: «Спасибо, Рафик Гусейнович».

- С нарушениями игроками дисциплины вам ведь тоже приходилось бороться?
- Ну как бороться, давал понять, что мы все видим, все знаем, поэтому не стоит злоупотреблять доверием руководства. Однажды в какой-то поездке заметил: Илья Самохин с Димкой Гориным стоят на балконе, курят. Иду к ним в номер. Открываю дверь – такой табачный дух, что и принюхиваться не надо. «Курите, что ли?» - спрашиваю. «Нет-нет, что вы», - отвечают. А на столе лежит зажигалка. «Ну тогда зажигалка вам не нужна», - забираю ее и ухожу. Я ребятам всегда внушал: понятно, что иногда можете не устоять, допустить какую-то слабость, главное – не попадаться, иначе придется за сделанное отвечать по всей строгости.

- А были люди, которые хотели убрать вас из клуба, из сборной?
- Да, были, и достаточно влиятельные. Но это они довольно скоро ушли, а я остался. И благодарен судьбе за то, что не один десяток лет проработал в лучшем клубе России «Дине», в национальной сборной страны. Однажды я даже произнес тост на эту тему. Мы ведь в 90-е годы больших денег не имели и часто что-нибудь возили с собой за границу на продажу, чтобы на вырученные деньги привезти своим родным, близким какие-то подарки. Я, например, покупал в Баку черную игру по 5 долларов, а в Испании продавал за 20. И вот однажды вечером на банкете перед отъездом из Испании я поднял бокал «за замечательную мини-футбольную среду, атмосферу, в которую счастливо попал и благодаря которой в этот день продал свою юбилейную тысячную банку черной икры».

Павел Алешин

Париматч Суперлига.png

Назад к списку новостей