"За сценой": Раиса Радина - учитель чемпионок
Официальные партнеры

Общероссийский проект «мини-футбол — в школу»

Вся Россия
  • Вся Россия
  • Дальний Восток
  • Золотое Кольцо
  • Московская федерация футбола
  • Приволжье
  • Северо-Запад
  • Сибирь
  • Урал и Западная Сибирь
  • Федерация футбола Московской области
  • Федерация футбола Санкт-Петербурга
  • Федерация футбола Севастополя
  • Черноземье
  • Юг

"За сценой": Раиса Радина - учитель чемпионок

07.02.2020
Поделиться:
Ассоциация мини-футбола России продолжает рубрику “За сценой” и на этот раз корреспондент Павел Савин побеседовал с преподавателем физической культуры школы №27 в городе Хабаровск - о том, как устроена работа детского тренера, о сложностях и радостях работы с детьми, проекте “Мини-футбол - в школу” и о том, насколько этот проект важен для развития детского спорта в России.


mishka_logotip_2019_20_1_1_.png

- Раиса, по нашей традиции, расскажите пожалуйста о себе: откуда вы родом? Как, когда и почему появился интерес к спорту?
- Родилась я в посёлке Эльбан, который расположен в Амурском районе Хабаровского края. Когда мне было пять лет, родители переехали в город Свободный, где я и закончила школу. Пока училась в школе, занималась игровыми видами спорта. Летом - футбол, зимой - хоккей, мини-футбол, волейбол и баскетбол. Интерес к спорту появился практически сразу. К тому же на уроках физкультуры я всегда выделялась среди девочек, потому что активно играла против мальчишек. Было здорово гонять любой мяч с мальчишками.

Городок у нас маленький и кроме спортивного стадиона около школы, на котором мы с мальчишками вкапывали штанги для игры в футбол, в городе нечем было заняться. Большое спасибо учителям физкультуры, которые привили нам интерес к спорту. Мы с ребятами постоянно до вечера пропадали на стадионе, гоняли мяч. Мобильных телефонов тогда не было, поэтому уходили только, когда мамы приходили за нами в потёмках, чтобы загнать домой. Что касается мини-футбола, то выбор пал довольно просто. Лето у нас в регионе довольно короткое, жара есть только три месяца в году. Остальное время проводили в спортивных залах, где играли в мини-футбол или хоккей.

- Выступали ли вы когда-нибудь сами на профессиональном уровне? Каким видом спорта увлекались больше всего?
- Спортом на профессиональном уровне занималась. Так хоккейный тренер команды “Самородки” приглашал меня в свою команду в Хабаровск. Интересно, что команда как-то поехала на поезде на соревнования в город Нерюнгри, а по пути они проезжали станцию моего городка - Свободный. В итоге, я к ним подсела, и мы поехали дальше.

Позднее знакомый тренер по волейболу Александр Дрейко посоветовал мне поступить в Хабаровск в Дальневосточную государственную академию физической культуры (ДВГАФК). В итоге поступила я туда без особого труда, так как училась практически на отлично и сдала хорошо ЕГЭ. Специализацию и физическую подготовку сдала также с лёгкостью. Только для волейбола меня не захотели брать из-за небольшого роста. Но посмотрев мой аттестат, согласились всё же взять на бюджет, но уже на кафедру футбола и хоккея.

Уже во время обучения в академии я выступала за команды ВУЗа на различных соревнованиях. Отмечу, что однажды даже сама приняла участие в проекте “Мини-футбол - в вузы”, когда училась в ДВГАФК. Так мы с командой ездили на финальный этап в Москву. Для нас тогда это было огромным событием. Мы все были под большим впечатлением от организации турнира. Гостиница, залы в “Крокусе”, питание - всё было организованно на высшем уровне.

Помимо участия в различных соревнованиях за команды ДВГАФК одно время также тренировалась в женском футбольном клубе “Арсенал” из Хабаровска. Играли мы в Первой лиге в зоне Дальнего Востока и Забайкалья.

- Когда и почему стали заниматься тренерской деятельностью?
- Тренерской деятельность занялась в 21 год. Так получилось, что мне было необходимо начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Стала думать, где я могу заработать и на помощь в этом вопросе мне пришла Трунова Н.В., которая работала тренером по хоккею. Увидев моё положение, она взяла меня к себе в помощницы. Тогда я начала помогать ей тренировать её команду, заливала лёд, чинила хоккейный инвентарь, работала уборщицей - нужно было как-то выживать. Благодаря работе с ней я получила большой тренерский опыт. Позднее она помогла мне устроиться педагогом-организатором, а свою команду девочек я начала создавать с 2013 года. Уже годом позднее устроилась учителем физкультуры в школу №27, где и работаю по сей день.

IMG_6913.jpg

- Насколько трудно работать с детьми и воспитывать в них спортивный дух?
- Могу сказать, что с детьми работать нетрудно. Хотя, наверно, в последнее время у детей появляется много сторонних соблазнов, которые мешают им заниматься спортом. Да и женский футбол — это такое дело, на которое решаются не все девчонки. В него идут в основном смелые, боевые девочки. Главная сложность — это собрать команду девочек. В чём-то нам не хватает рекламы и системы оповещения жителей о нашем виде спорта. Многие иногда не верят, что в реальности существует женский футбол и по нему проводятся соревнования. Для многих девочка и футбол — это несовместимые вещи.

- Расскажите о проекте “Мини-футбол - в школу”. В этом году проекту исполняется 15 лет. Насколько этот проект важен для вас и ребят, с которыми вы занимаетесь?
- Проект “Мини-футбол - в школу” является для наших девочек большим стимулом в их жизни. Благодаря этому проекту они могут реализовать себя, показать свои лучшие стороны. Могут доказать тем же мальчишкам, что они способны на всё, и что они лучшие в нашем регионе.

IMG_7793.jpg

- Как часто вы принимали участие в этом проекте?
- Начиная с 2014 года мы с командами ежегодно принимаем участие в этом проекте.

- Расскажите, когда вы впервые познакомились с проектом “Мини-футбол - в школу”?
- Впервые с данным проектом я познакомилась, когда пришла работать в школу в 2014 году. Тогда я активно искала различные соревнования для девочек. Дети ведь всегда хотят играть, им необходим драйв от игры, от забитых голов.

- Раиса, расскажите про свой опыт в подготовке команд для участия в проекте “Мини-футбол - в школу”. Как и когда вы обычно начинаете подготовку команд для участия в этом проекте?
- Обычно мы начинаем подготовку к турниру “Мини-футбол - в школу” в середине августа, когда дети возвращаются из летних лагерей, отпусков и готовятся к школе. Начинаем заниматься на улице на искусственном поле, потому что в зале в это время очень жарко. Обычно, пока погода тёплая, сдаём нормативы, много бегаем, играем в подвижные игры и футбол. Тем самым потихоньку втягиваемся в тренировочный процесс. 

- Расскажите о вашем опыте участия и победе во Всероссийском финале проекта “Мини-футбол - в школу”. В каком году вам удалось одержать победу в этом проекте?
- Победу в этом проекте мы одержали в сезоне 2016/2017 года. В тот сезон у нас была очень сильная сплоченная команда. Мы много играли, как правило, против сильных команд мальчиков, что помогло нам в подготовке. К тому же, у нашей команды в том сезоне была огромная мотивация - до этого они три раза ездили на финал, но каждый раз команде не удавалось попасть в число призёров. Причем за год до этого наша команда принимала участие в матче за третье место, но в решающей игре уступили своему сопернику в серии послематчевых пенальти. В результате, девочки пообещали себе, что на следующий год они обязательно победят.

IMG_0168.JPG

- Помните свои эмоции от победы в финале проекта?
- До последнего не верилось, что нам удалось одержать победу. В какие-то моменты даже тряслись колени и руки, но этот финал и победный гол точно никогда не забуду.

- Какую оценку можете дать организации проекта “Мини-футбол - в школу”?
- Могу сказать, что организация всегда на высоком уровне. Большое спасибо АМФР и всем организаторам за то, что командам оплачивают дорогу в Москву. Могу сказать, что у нас много малообеспеченных детей, которые приезжают в Москву в первый раз. Единственное пожелание, было бы отлично, если бы была возможность после турнира задерживаться в столице на денёк, чтобы хоть немного показать детям Москву. 

IMG_9200.JPG

- Насколько этот проект важен для развития детского спорта? Какие горизонты он открывает для развития детского спорта в России?
- Проект “Мини-футбол - в школу” очень важен для развития спорта в России. Для талантливых детей этот проект открывает перспективы и возможности попадания в сборные команды страны и профессиональные клубы. Для остальных детей проект также важен, потому что он развивает у многих характер, целеустремленность, дисциплину, настойчивость - все те качества, которые необходимо воспитывать в детях. Уверена, что именно благодаря развитию этих качеств позднее вырастают успешные люди.

- На ваш взгляд, что необходимо детскому тренеру, чтобы воспитать из ребенка настоящего спортсмена и помочь ему дальше развиваться?
- Считаю, что каждому детскому тренеру необходима хорошая база для тренировочного процесса. А также возможность повышать свою квалификацию, узнавать новые методики, получать новый инвентарь для работы с детьми, чтобы тренировки становились интереснее.

IMG_9195.JPG

- Детским тренером может стать, кто угодно? Или это призвание?
- Уверена, что хороший детский тренер — это призвание. 

- Что на ваш взгляд недопустимо для работы детского тренера?
- Для меня недопустимо смешивать обучение в школе и занятия спортом. Считаю, что нельзя лишать ребёнка возможности тренироваться и выступать на каких-либо соревнованиях из-за плохих оценок в школе.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть профессиональный детский спортивный тренер? Что самое главное в его работе?
- Детский тренер — это характер, трудолюбие, фанатизм!

- Что бы вы могли пожелать своим коллегам из других команд, которые работают с детьми?
- Коллеги, надеваем шортики и вместе с детьми бежим кроссы, делаем силовую и игровую работу. Проводите с командой время на море, в походах. Будьте вместе с ними на одной волне, будьте командой!

 IMG_6226.JPG

Павел Савин,
пресс-служба АМФР

 

Назад к списку новостей